В запланированном проекте бюджета на 2020-2022 годы, расходы на медицинскую помощь составят 1 трлн 530 млрд тенге. Это выше уровня 2019 года на 58%. Из этих средств на услуги пакета гарантированной бесплатной помощи приходится 967,7 млрд тенге, на услуги в рамках страхового пакета - 522,3 млрд тенге.
СПРАВКА: Объем выделяемых из бюджета средств на ГОБМП, как показывает статистика, стабильно растет из года в год. В 2013 году на бесплатную медицинскую помощь выделялось 608,1 млрд тенге, в 2019-м - 972,7 млрд тенге.


Дополнительные расходы на медицинскую помощь (522,3 млрд тенге) будут направлены на:
 Усиление профилактических мер:
 на уровне первичной медико-санитарной помощи с 40% до 50%;
 на увеличение подушевого норматива амбулаторно-поликлинической (рост до 31%) и скорой помощи (рост до 24%);
 на консультативно-диагностические услуги (рост расходов в 5 раз);
 на расширение амбулаторного лекарственного обеспечения для застрахованных граждан;
 Усиление доступности и качества мед.услуг:
 на стационарную и стационарозамещающую помощи, включая увеличение высокотехнологичных мед. услуг (рост расходов на 25%);
 на расширение программ реабилитации и восстановительного лечения для застрахованных (рост расходов в 2,5 раза);
 Устойчивое развитие сферы:
 увеличение тарифов на повышение заработной платы медработникам и медицинские услуги.

ТАРИФЫ
Тарифы – это стоимость медицинских услуг, которые возмещаются государством из бюджета медицинским организациям за лечение одного пролеченного пациента.
То есть, это расходы государства на медицинские услуги, которые предоставляются гражданам бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Тарифы ежегодно пересматриваются и утверждаются министерством здравоохранения.
С начала 2019 года в результате внедрения в 2020 году новой модели ГОБМП и пакета ОСМС была проведена работа по ежегодному повышению тарифов на все виды медицинских услуг до 15%, куда также были включены затраты на повышение заработной платы медработникам.
С 1 января, зарплаты были повышены только низкооплачиваемым работникам медицинских организаций. Это 191 тыс. человек.
СПРАВКА: Приказ министерства здравоохранения РК от 05.09.2018г № ҚР ДСМ-10 «Об утверждении тарифов на медуслуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной помощи и в системе ОСМС». Потребность в расходах составила 27,2 млрд тенге, из них 25,8 млрд тенге по государственным казенным предприятия и предприятия на ПХВ, которые финансируются в рамках договора на оказание ГОБМП по установленным единым тарифам на все виды медуслуг с НАО «Фонд социального медицинского страхования».
С 1 июня произошло дополнительное повышение заработных плат работникам медицинских организаций в связи с поручением Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева в ходе XVIII съезда партии «Нур Отан», который прошел 27 февраля 2019 года. Он поручил повысить на 30% зарплаты бюджетным работникам с 1 июля 2019 года в целях сокращения разрыва между городами и регионами. Однако в министерстве здравоохранения было принято исполнить поручение уже с 1 июня. Зарплата была увеличена всем сотрудникам медорганизаций. Это около 400 тысяч человек.
До конца этого года перед внедрением ОСМС планируется еще одна волна роста тарифов. Более того, Минздрав и ФОМС готовят дополнительные расчеты для их очередного повышения с 2020 года с учетом средств, которые будут поступать в Фонд.
Помимо этого, Фонд совместно с Министерством здравоохранения продолжает работу по выравниванию тарифов в соответствии с реалиями рынка для обеспечения равного доступа и качества услуг населению во всех регионах.
Разницу в подходах можно увидеть при сравнении рыночной стоимости мед. услуг и цен в государственном тарификаторе. Например, УЗИ почек в рамках гарантированного объема медпомощи стоит 804 тенге, а средний тариф по платным услугам в государственных медорганизациях – 2 230 тенге.
Также тарификатор планируется выровнять по всем регионам, привести его к стандарту для всех. Учитывая, что раньше тарифы на услуги специализированной помощи финансировались из средств и исходя из возможностей местного бюджета, наблюдался сильный разброс цен на медицинском рынке в зависимости от региона. Результатом стало то, что в онкологии в 2018 году разница в тарифах в разрезе регионов составляла 3,1 раза. Так, в Актюбинской области тариф на лечение 1-го онкологического больного составлял 4,1 тыс. тенге в месяц, в городе Нур-Султан - 12,5 тыс. тенге. В 2019 году разница сокращена до 2,6 раза, но предстоит еще дальнейшая работа в этом направлении.
В целом будет меняться методика расчета тарифов. Ключевое изменение в этом вопросе – это учет в тарифах затрат на амортизацию начиная с 2021 года.
Повышение тарифов на 15% будет способствовать не только повышению зарплат медицинских работников, но и росту конкуренции среди поставщиков Фонда ОМС, а это решение проблем доступности и качества в среднесрочной перспективе. Ожидается усиление конкуренции между частными и государственными медорганизациями и повышение прозрачности рынка медуслуг.
Рост тарифов – это событие, которого ждал частный медицинский бизнес с началом внедрения ОСМС. Они понимают, что это может стать точкой их роста, учитывая увеличение бюджетных расходов на консультативно-диагностическую помощь, амбулаторное лекарственное обеспечение, реабилитацию и паллиативную помощь. Кроме того, в ближайшие годы в фокусе государства будет ликвидация дефицита на высокотехнологичные медуслуги и стационарозамещающую помощь.
Благодаря участию частного сектора в выполнении гарантированного объема бесплатной медпомощи медицинские услуги становятся более доступными для пациентов: сокращается очередность, появляется возможность получить лечение в условиях хорошо организованного сервиса. Для частного бизнеса – формируется стабильный поток пациентов, которые, оценив уровень, оснащенность и качество их работы, обращаются в дальнейшем и за платными услугами
Только сами собственники медицинских организаций могут проследить за тем, чтобы деньги не ушли на иные цели. Более того, они должны понимать, что дефицит кадров – это самая важная проблема н сегодняшний день, которую нужно хотя бы не усугублять.

Как повышение тарифов и внедрение ОСМС повлияет качество медуслуг для населения?
Рост объемов финансирования не просто технически позволяет закупать больше услуг, он запускает цепочку дальнейших преобразований в системе здравоохранения:
 больше денег равно рост тарифов,
 высокие тарифы привлекают к выполнению медицинского госзаказа больше клиник, плюс у бизнеса появляется стимул открывать новые клиники,
 чем больше клиник, тем больше конкуренции за пациента,
 чем выше конкуренция, тем быстрее идет рост качества услуг для населения.
Примерно так можно описать влияние внедрения ОСМС на систему здравоохранения в целом, на каждого пациента в частности.