1. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 

ОСМС позволит нам снизить показатели смертности и инвалидизации населения от основных хронических неинфекционных заболеваний.
СПРАВКА: За последние 10 лет на фоне глобального распространения болезней, связанных с образом жизни, как онкология, сахарный диабет, болезни системы кровообращения, в 2,5 раза выросли основные хронические неинфекционные заболевания.
Около 70% смертей в мире приходится на хронические неинфекционные заболевания - порядка 40 миллионов смертей в год.
Мы намерены переориентировать систему здравоохранения на первичную медико-санитарную помощь, в результате чего:
 снизится необоснованная госпитализация в круглосуточный стационар
 не имеющие показания к госпитализации пациенты будут переходить на амбулаторный уровень и на уровень приемных отделений.
Нурсултан Назарбаев (Послание 10 января 2018 года):
«Современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение».
Расходы на оказание ПМСП вырастут с 40 до 50%.
Расходы на стационарную помощь увеличатся с 323,2 млрд до 432,6 млрд тенге.
Финансирование консультативно-диагностической помощи будет увеличено в 6 раз – с 29,7 млрд тенге до 180 млрд тенге
В 2,5 раза вырастут расходы на расширение программ реабилитации и восстановительного лечения для застрахованных граждан. Также повысится доступность малозатратной стационарозамещающей помощи.
На 25% больше будет расходоваться на амбулаторно- лекарственное обеспечение застрахованных граждан, на усиление доступности и качества мед. услуг.

2. СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ 

Внедрение ОСМС повлияет на информированность граждан о собственных правах и обязанностях в вопросах ГОБМП и ОСМС.
Вся система здравоохранения будет направлена на профилактику заболеваний и выявление их на ранней стадии. Для этого в перечнях пакетов предусмотрены скрининги и специализированные медосмотры, которые достаточно будет проходить один раз в полгода или год.
В прошлом году была создана Программа управления заболеваниями на уровне первичной медико-санитарной помощи. Это школы по навыкам самоконтроля состояния здоровья и управлению имеющимися хроническими заболеваниями. Пациентов учат не допускать экстренных состояний.
Программа управления заболеваниями (ПУЗ) включает в себя такие заболевания, как артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность и сахарный диабет. В 2020 году в список добавится хроническая обструктивная болезнь легких.

3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Увеличение финансирования здравоохранения и единый закуп медуслуг Фондом медстрахования – это один из факторов, который простимулирует частных инвесторов к участию в государственно-частном партнерстве.
СПРАВКА: В запланированном проекте бюджета на 2020-2022 годы, расходы на медицинскую помощь составят 1 трлн 620,5 млрд тенге вместо 972,7 млрд. Это выше уровня 2019 года на 67%.
ИЗ них на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) планируется затратить 967,7 млрд тенге, на обеспечение пакета ОСМС - 522,3 млрд тенге.
Увеличение финансирования запустит цепочку преобразований в системе здравоохранения:
 больше денег равно рост тарифов;
 высокие тарифы привлекают к выполнению медицинского госзаказа больше клиник, плюс у бизнеса появляется стимул открывать новые клиники;
 чем больше клиник, тем больше конкуренции за пациента, чем выше конкуренция, тем быстрее идет рост качества услуг для населения.
Второй стимул – это рост стоимости тарифов на медуслуги.
Тарифы – это не расходы населения на ту или иную услугу, это расходы государства на медицинские услуги, которые предоставляются гражданам бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
В рамках внедрения системы ОСМС будет меняться методика расчета тарифов. Начиная с 2021 года, к примеру, предполагается учитывать в тарифах затраты на амортизацию медоборудования.
Рост тарифов – это событие, которого ждал весь частный медицинский бизнес с началом внедрения ОСМС. Они понимают, что это может стать точкой их роста, учитывая увеличение бюджетных расходов на консультативно-диагностическую помощь, амбулаторное лекарственное обеспечение, реабилитацию и паллиативную помощь, а также ликвидацию дефицита на высокотехнологичные медуслуги и стационарозамещающую помощь.
Благодаря участию частного сектора в выполнении ГОБМП:
 сократятся очереди
 появится возможность получать лечение в условиях хорошо организованного сервиса.
Для частного бизнеса – сформируется стабильный поток пациентов, которые в дальнейшем могут обратиться и за платными услугами

4. СТИМУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ МЕДУСЛУГ
Участие частного сектора в системе ОСМС простимулирует конкуренцию между организациями – поставщиками Фонда ОМС, в том числе и государственными. А конкуренция – это, как известно, двигатель качества.
По последним данным Фонда, в сравнении с 2018 годом, количество частных поставщиков выросло на 64 организации. Сегодня в рамках государственного заказа населения обслуживают 1416 медицинских организаций, 708 из которых – частные.
Мы предполагаем, что все эти медорганизации будут бороться за каждого пациента, потому как за ним следуют деньги, которые Фонд выплачивает медорганизации по факту оказанных услуг.

5. СНИЖЕНИЕ КАРМАННЫХ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДПОМОЩЬ
За счет делегирования Фонду основных затрат по обеспечению застрахованных граждан качественными и дорогостоящими медуслугами, за счет участия самих граждан в системе ОСМС посредством перечисления взносов и отчислений в Фонд медстрахования, карманные расходы будут значительно снижены уже в первый год работы системы.
К 2025 году, по прогнозам, они сократятся до 30%.
В разрезе общих затрат на здравоохранение частные расходы сегодня занимают львиную долю, больше 40% расходов. За последние 7 лет они выросли более чем в 3 раза - с 187,2 млрд тенге в 2010 году до 626,9 млрд тенге в 2017. И этот показатель в два раза выше допустимого уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Перечень пакета ОСМС достаточно емкий и охватывающий все уровни здравоохранения, поэтому казахстанцам не придется тратиться на медуслуги, которые они смогут получить в рамках этого пакета.
Фонд медстрахования выступает, как гарант качества и доступности медуслуг населению в рамках двух пакетов – новой модели ГОБМП и ОСМС, минимизируя затраты казахстанцев на дорогостоящие услуги.
НОВАЯ МОДЕЛЬ ГОБМП будет предоставлять медицинскую помощь при экстренных и неотложных состояниях, а также контроль над социально-значимыми (СЗЗ), опасными и хроническими заболеваниями.
СЗЗ: туберкулез, ВИЧ, психические расстройства и расстройства поведения, злокачественные новообразования
Хронические заболевания: диабет, артериальная гипертензия, вирусный гепатит, ревматоидный артрит и др.
ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН:
- Скорая помощь и санитарная авиация
- Первичная медико-санитарная помощь
- Экстренная стационарная помощь
- Паллиативная помощь
ПРИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ, ОПАСНЫХ И ОСНОВНЫХ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ:
- Консультативно-диагностическая помощь
- Амбулаторное лекарственное обеспечение
- Стационарозамещающая помощь
- Плановая стационарная помощь
- Медицинская реабилитация при туберкулезе
В ПАКЕТ ОСМС будут входить медицинские услуги сверх ГОБМП. Это дорогостоящие лабораторные услуги и обследования, расширенное амбулаторное лекарственное обеспечение, стационарозамещающая медицинская помощь, повышенный доступ к плановой госпитализации, восстановительное лечение и медицинская реабилитация. Консультативно-диагностическая помощь: профилактический осмотр здоровых взрослых, специализированные осмотры детей, стоматология для детей до 18 лет, инвалидов, пенсионеров и многодетных матерей.